Людмила Никанорова
Расскажите немного о себе, где выросли, учились?
Я родилась в Якутске, а семья у меня из Хочо, Мегино-Кангаласский улус. Каждое лето я ездила в Хочо, где провела большинство своего детства, очень теплые воспоминая от родного Хочо. В Якутске, я жила в Сайсарах и училась сначала в 20й школе, а потом перевелась на якутский класс в 17 школу, откуда то и выпустилась. В 2007 г. поступила на Исторический Факультет ЯГУ, ныне СВФУ. Во время учебы, я прошла археологическую, музейную, архивную и педагогическую пратику. На третьем курсе я решилась выбрать направление этнографии, что и определило мою будущую научную карьеру.
В 2010 г. я выиграла стипедию «Север Северу» и поехала на обменный семестр в г. Тромсё (Норвегия). Эта поездка оказалась судьбоносной, когда я узнала про индигенные исследования (Indigenous Studies) и начала раскрывать для себя эту новую научную сферу. После окончания специалитета с красным дипломом, я поступила на магистратуру по Индигенным Исследованиям в Университет Тромсё (Master’s program in Indigenous Studies) и выиграла квотную стипендию (Quota scholarship from the University of Tromsø), которая позволила мне поехать в Норвегию на два года.
После магистратуры я работала в музее для китов в Исландии (Husavik Whale Museum). В 2014 году я переехала домой в Якутск и устроилась в Управление Международных Связей и работала по направлению Арктического Сотрудничества. Одновременно преподавала на Историческом Факультете предмет «Североведение» на английском языке. Именно опыт преподавания стал мотивацией продожить научную деятельность с более солидным академическим опытом. Я переехала в Данию, где прожила один год в поисках актульной аспирантуры и наконец нашла подходящий проект “Indigenous Religions. Local Grounds, Global Networks” в уже почти родном Университете Тромсё, который переименовался в Арктический Университет Норвегии (The Arctic University of Norway). В 2019, успешно защитила докторскую диссертацию Religion and Indigeneity at Yhyakh.
Где и кем сейчас работаете?
В Институте Истории, Археологии, Религиоведения и Теологии в позиции постдокторального исследователя (Postdoctoral Fellow).
Какие у Вас научные интересы и стремления?
Дисциплинарно можно сказать, что я историк-религиовед, тем не менее все мое образование было очень междисциплинарными с сильным методологическим уклоном в этнографию и антропологию.
Моя основная специализация это индигенные религи (indigenous religions) исследование понятия религии в контексте Саха. Я смотрю на современные религиозные организации, Аар Айыы Итэгэлэ, Айыы Итэгэлэ и Тенгризм, а также на то как разные научные исследователи пишут про религии Саха (шаманизм, язычество, тенгрианство, анимизм и т.д.). Для своей докторской диссертации я выбрала ыhыах как основную тему исследования, в особенности современные ыhыахи Туймаады и Олонхо.
В последнее время, с развитием индигенных и деколониальных исследований, я заинтересовалась теоретическими вопросами деколониальности, эпистемического насилия, роли академии и исследователей в процессах научной колонизации индигенных народов, включая Саха.
В 2021 г. я начала вести научный подкаст «Thinking about Indigenous Religions», где мы в более свободном формате обсуждаем наши научные интересы с коллегами из разных университетов мира.
Сейчас я в основном преподаю деколониальные и индигенные теории и методологии на разных уровнях от бакалаврских предметов до PhD курсов. А также историю религиоведения, и индигенные религии.
Публикации
Nikanorova, L. 2014. The Role of Affirmative Action in Higher Education for Indigenous People: the Case of Yakutsk (Russia) and Tromsø (Norway). Master thesis. Tromsø: UiT The Arctic University of Norway (open access).
Nikanorova, L. 2019. Religion and Indigeneity. PhD dissertation. Tromsø: UiT The Arctic University of Norway (open access).