Неизвестный доклад Михаила Корнилова

Памяти Харысхала

Татьяна Васильева, Финляндия, ноябрь 2021 года

 

Всё началось с письма Асклепиодота Рязанского финским якутам. Это письмо, вернее, отрывок из него, перевел финский ученый Харри Хален. Глубокоуважаемый Хален передал мне несколько лет назад свою папку под названием «Якуты». Он собрал в ней все данные, имеющиеся в доступе, о трех якутах, сбежавших в 1931 году из Соловецкого лагеря в Финляндию.  Я писала о них ранее на нашем сайте.

Уточнение к прошлой публикации: Я недавно нашла в библиотеке университета Хельсинки  Нөрүөн нөргүй буолуохтун! Оказывается, Багдарыын Сyлбэ еще в 90-х написал о месте захоронения Семена Старостина. Я нашла могилу без этой информации.

В папке Халенa имелись в основном документы, известные якутским исследователям. Самое ценное из нее, собственноручно подписанную тетрадку М.Ф. Корнилова и несколько копий фотографий, я отдала Василию Егоровичу Харысхалу в декабре 2019 года, когда он приезжал в Финляндию.

Кроме прочего в папке есть список документов, касающихся М.Ф. Корнилова, составленный Харри Халеном. Он по прошествии времени забыл, где и как он составил этот список, и, несмотря на мои расспросы, не смог точно указать, где оригиналы некоторых документов из этого списка. Известно одно, что оригиналы воспоминаний Корнилова об их побеге (переводы которых опубликованы давно и известны всем, интересующимся темой) хранятся в архиве Финно-Угорского общества в Хельсинки. Про это наши исследователи тоже знают.

В том списке есть краткие содержания писем, полученных Корниловым, на финском языке, вероятно сделанные Харри Халеном. И в одном из писем Рязанского от 06.05.1933 из Мукдена были строки: “Угроза войны между СССР и Японией. Положение Китая. Политические взгляды. Очень заинтересован деятельностью общества «Прометеус», о котором ему рассказал Корнилов. На Дальнем Востоке нет ничего соответствующего”.

 Я рассказала Харысхалу об этом интересном письме. Он мне дал задание выяснить, что за это общество – «Прометеус». И я несколько лет назад везде искала информацию о нем. Было общество трезвости «Прометеус», в котором принимал участие молодой Рамстедт (профессор, принявший активное участие в судьбах наших земляков – беженцев из Соловецкого лагеря). Он ходил на лыжах по льду по деревням, разбросанным в шхерах (архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов, разделённых узкими проливами и покрывающих значительную часть прибрежной морской полосы, окаймляя берега шхерного и фьордового типа. Каждый из таких островков в отдельности называется «шхе́ра» – прим. авт.), читая лекции с пропагандой трезвости. Но, несмотря на этот интересный факт из жизни дорогого нам профессора, антиалкогольная кампания вряд ли могла заинтересовать Рязанского. 

Я догадывалась, что это должно быть что-то, связанное с политикой. И только в этом году, уже после ухода Василия Егоровича, я наконец узнала, что это за общество «Прометеус». Оказывается, что это довольно известное в свое время политическое движение, основанное Юзефом Пилсудским, впоследствии ставшим первым президентом Польши. Движение «Прометеус» имело своей целью освобождение народов, оказавшихся под гнетом царской, затем большевистской власти. Это и Украина, и Закавказье, и Средняя Азия, и Татария, и Карелия (сведения из Википедии).

Профессор Рамстедт состоял во главе филиала общества «Прометеус» в Финляндии, был членом редколлегии журнала, выпускаемого обществом. В то же время он стоял во главе Общества дружбы «Суоми-Япония». Так как такая деятельность в 1930-е годы была под пристальным вниманием служб безопасности Финляндии, профессора вызвали на собеседование в вышеназванный орган. Рамстедт, напуганный этим, отошел от руководства обоих обществ, оставался ли он рядовым членом, неизвестно. Это сведения из уст и из книги Харри Халена (см. список литературы).

 Я из-за письма Рязанского предполагала, что наши якуты так или иначе должны были быть связаны с обществом «Прометеус» через Рамстедта, и искала дальше, так как это очень интересная тема о политической жизни якутских эмигрантов. Точных сведений об их членстве еще не обнаружила, так как это общество прекратило свою активность перед войной, или из-за начала Зимней войны 1939 года. В 1944 году, по условиям Временного мира с СССР, все такого рода организации были запрещены. И нет ни одного исследования именно этого общества.

 Но в Национальном цифровом архиве, оказывается, есть фотокопии журнала общества «Прометеус», издававшегося с 1933 по 1939 годы. В номере 2 (1935 г.) есть сообщение редколлегии о том, что профессор Рамстедт добровольно самоустраняется с должности председателя общества в связи “с новыми обязанностями”. Так что мы узнаем таким образом, что где-то в январе 1935 года  профессора вызвали на профилактическую беседу в местный «КГБ”. Я листаю, читаю журнал дальше. Он в основном освещал бедственное положение в национальных окраинах СССР в 30-х годах. Девизом газеты было: «Справедливость национальным меньшинствам России!»

 И, о чудо, нахожу, что якут М.Ф. Корнилин (его неправильно назвали, не знаю, намеренно ли) прочитал 22 апреля 1938 года на ежемесячном собрании общества доклад о якутах. Что доклад вызвал большой интерес у публики и была активная дискуссия после этого. На том же собрании выступил некий журналист В. Ватанен о последних  “чистках” в Советском Союзе. И в том же номере есть “выдержки в общих чертах” из доклада Корнилова! А это три с лишним страницы журнала, всего их восемь в этом номере. На обложке журнала, наверно для активных продаж, рекламировали доклад Корнилова как “Национальная борьба якутов против русских и большевиков”.

 Я, конечно, очень обрадовалась находке и сразу опечалилась, что первый человек, кому я рассказала бы про эту находку, Василий Харысхал, уже не с нами… Так как считаю нечестным по отношению к давно почившим в мир иной копание в их судьбах просто из праздного любопытства, и оставить это при себе, я решила перевести находку на русский язык и опубликовать на сайте Саха диаспоры. Надеюсь, что наши историки примут этот документ  как один из источников в своих исследованиях.

Документ, изданный в 1938 году, написан по докладу М.Ф. Корнилова, который был обижен советской властью, осужден и сослан в Соловецкий лагерь, не имел возможности когда-либо вернуться на любимую родину, поэтому будьте милосердны к его риторике.

Возможно, что историки найдут какие-то фактические ошибки в его изложении истории Якутии, у Михаила Федоровича не было высшего образования. Но я была поражена его знаниями и смелыми политическими оценками. Без интернета и Википедии я не смогла бы написать такой доклад и в сегодняшние дни. Более того, я узнала неизвестные мне, интересные исторические факты. Я проверила в интернете, что есть исследования, например, о русско-юкагирских войнах.

Доклад Корнилов, вероятно, написал по-русски, а кто-то помог ему перевести на финский. А я перевела его с финского обратно на русский. Возможно, в таких переводах с языка на язык что-то утеряно, а что-то истолковано не совсем верно. 

 

 

От заснеженных вершин горного Яблонового хребта до берегов Северного Ледовитого океана растянулась Якутия, также известная на ее языке как Саха Сирэ. Этот, так называемый восточно-сибирский Якутский регион, занимает около трети общей площади Сибири.

Река Лена, протяженностью более пяти тысяч километров, в которую прямо или косвенно впадают почти тысяча притоков, несет воды, спускаемые с обширных горных хребтов, в Северный Ледовитый океан. На берегах этой гигантской реки и ее притоков, в долинах гор, среди тысячелетней тайги, илистых лугов и горных пастбищ, живут около 300 000 якутов, предки которых давно пришли сюда из Северной Монголии и относятся к потомкам тюркско-монгольских племен.

На исторические события Якутия не очень богата – и в жизни, естественно, в течение всего времени происходило какое-то примечательное событие, но ничего особенного не приходит мне в голову. Так как якуты не обладали навыками письма на своем родном языке, до настоящего времени не дошло каких-либо точных сведений о том, когда они прибыли в долину реки Лены, то есть к их нынешнему месту жительства.

Только в 1620 году, то есть после того, как русские завоевали территорию, появились первые исторические данные о якутском регионе, якутах и реке Лене. Но все равно история России дает о них довольно скудную и однобокую информацию.

После разгрома ханства Кучума в Западной Сибири московское правительство отправило экспедиции в северную Сибирь, чтобы завоевать народы, проживающие в этом регионе. Людей, участвовавших в экспедициях, называли «служилыми», что означало наемники московского царя.

Помимо якутов, Якутию населяют тунгусы, юкагиры, ламуты, коряки, камчадалы, самоеды и чукчи.

Основание Енисейского острога в 1619 году дало русским выгодную военную позицию на берегу реки Енисея, и они удивительно быстро распространились по ней по восточным притокам, вплоть до ее верховья, повсюду уничтожая драгоценных соболей и вторгаясь в земли коренных жителей. Уже в год основания Енисейска местные русские узнали, что на востоке протекает «великая река». Эти сведения поступали по мере передвижения по восточным притокам центрального Енисея, а также по речным путям севернее. Таким образом енисейские русские вторглись в Центральную Лену по Ленскому волоку (транспортный перевал между реками Илимом и Леной, использовался в XVII – XIX веках – прим. переводчика). А в то же время русские из Тобольска и Мангазеи спустились к верховью реки Вилюй, которая впадает в Лену.

Обнаружение новой “великой реки”, поток даров которой был неисчерпаем, потряс всю Сибирь, и в последующие годы Лена стала великой конечной целью для всякого рода искателей выгоды. Там проходил путь купцов, гонявшихся за соболем, туда же вторглись русские “служилые”, чтoбы грабить коренных жителей силой меча и огня, и от имени московского царя обложить местных данью в виде соболиных шкур.

Таким образом на Лене в те годы столкнулись друг против друга русские «служилые» из Тобольска, Мангазеи, Енисейска и Томска, чтобы с оружием в руках разрешить вопрос раздела добычи. Русские Мангазеи, вероятно, преуспели в этом, так как уже в 1630 году они собирали налог (ясак) с якутов, живущих вдоль Вилюя. А енисейские казаки в 1632 году основали опорный пункт под названием Якутский острог на Лене, а несколько позже – Олекминский (оба города сегодня существуют под этими названиями).

Во время русского завоевания большая часть якутского населения жила на территории в форме квадрата, образованного Леной, Амгой, Олекмой и Алданом с их притоками.

В тех местах, где позже возник современный город Якутск, проживало могущественное племя кангаласцев, глава которого звался Тыгыном. С этим племенем русским пришлось вести множество ожесточенных битв, прежде чем укрепилась власть пришлых на берегах Лены.

Прибытие и притеснения иноземных завоевателей заставили объединиться против общего врага разные племена коренных народов. Те же причины заставили жителей тундры строить «остроги». И таких острогов, противостоящих русским, было немало. Так, в отчетах служилых упоминается, что на Алазее в 1650 году у двух местных князцов был «острог велик» (укрепление) с воротами и башнями, где была пара сотен здоровенных людей, вооруженных стрелами, и еще другие люди небольшого роста. В этом острожке они собрали всех своих оленей (вероятно, имеются в виду русско-юкагирские войны, см. анаулы – исчезнувшая к нынешнему времени родоплеменная группа юкагиров, живших по верхнему течению Анадыря – прим. переводчика).

Олюторский острог, или «Большой Посад» (корякское укрепление – прим. переводчика), подвергся многочисленным атакам русских, но, несмотря на русские пушки и другое, более совершенное вооружение, его не могли завоевать до 1714 года с еще более совершенным вооружением.

Некоторые племена кореных народов сохранили свои природные особенности до наших дней. Это, прежде всего, чукчи, которых русские так и не смогли взять под свой контроль.

В таких общих чертах произошло завоевание Якутии.

В какой степени и каким образом влияние русских завоевателей наложило свой отпечаток на коренные народы и особенно на якутов? Следует признать, что коренные народы, в определенных чертах, не избежали участи других народов более низкого культурного уровня, когда те вступали в контакт с европейцами. Русские принесли в завоеванные ими земли инфекционные и венерические болезни, научили коренных жителей употреблять алкоголь и табак и захватили их охотничьи угодья. Таким образом, они способствовали обнищанию и уничтожению племен, менее способных бороться за существование. В качестве таких племен можно упомянуть кочевые племена тунгусов, юкагиров, коряков, камчадалов и других, которые проявили явные признаки исчезновения. Наиболее стойкими оказались чукчи, которым удалось спастись от русских болезней из-за труднодоступности их среды обитания – тундры. Однако меньше всего пострадали якуты, которым было что ставить в преграду своим завоевателям, это центрально-азиатская степная культура и жизненнaя силa тюркской расы.

С 1649 года правительство Москвы начало использовать Якутию в качестве места ссылок. Причем первыми ссыльными, прибывшими на территорию Якутии, были видные представители украинского военного руководства, среди которых было несколько родственников и сторонников гетмана Демьяна Многогрешного и других противников власти Москвы. Но вскоре в Якутию были сосланы не только политзаключенные, но и уголовники.

Таким образом, легко понять, почему революционные настроения 1905 года очень сильно преобладали в Якутском регионе, а также привлекали само якутское население. И это время имеет большое значение в исторических этапах развития якутского населения. Революционные настроения, захватившие всю Российскую империю, снова разбудили здравое национальное самосознание в массах коренных народов, которое трехсотлетнее правление России не смогло задушить.

Так, в 1905 году был основан Инородческий союз, который 19 октября того же года провел большое согласительное собрание. На этой встрече обсуждались, например, вопросы положения о земском самоуправлении в Якутской области и передачи всех земель в управление улусов, включая месторождения золота и угля.

 Однако на такое изъявление воли реакционная власть царя ответила арестами наиболее активной якутской интеллигенции. Та часть якутской молодежи, которая смогла получить образование в российских университетах и вузах, вернулась на родину с революционными, проникнутыми национальными идеями, взглядами.

Затем пришла Первая мировая война, во время которой у якутской интеллигенции появились хорошие возможности для сотрудничества и развития национальных идей. Значительно усилилось национальное движение среди якутов. После Февральской революции 1917 года Якутский регион начал действовать, и якутская интеллигенция начала решительно работать над просвещением своего народа. Предстояло проложить широкую дорогу национальному движению, целью которого было осуществление права якутского народа на самоопределение.

Но это длилось недолго. После прихода к власти большевиков жизнь якутов подверглась новым гонениям. Начиная с 1920 года, большевики уничтожили все национально-просветительские и другие организации, лидеров национального движения заключают в тюрьмы, расстреливают и высылают из родины. Так как якутская интеллигенция изначально не отнеслась лояльно к большевизму, а приняла к нему негативное отношение, она постоянно подвергалась систематическим преследованиям со стороны большевиков. Для этого большевики сплетали как можно больше разных интриг. Но якуты начали сопротивление, которое в 1921 году переросло в вооруженное народное восстание, охватившее почти всю территорию Якутии. Они сформировали независимое национальное региональное правительство и почти два года боролись с большевиками, отбирая вооружение у выигранных ими красных войск. Это продолжалось до тех пор, пока из Москвы не были отправлены более крупные войска и артиллерия для подавления национальной борьбы Якутии за свободу. В нескольких более крупных сражениях якуты потерпели поражение, и после этого красные сатрапы стали вести строгие счета с якутским населением, прежде всего с его интеллигенцией.

В 1923 году белый генерал Пепеляев с 500 офицерами из Владивостока через Охотск совершил поход против большевиков на Якутск, но уже в нескольких боях красные победили его. Цели генерала Пепеляева оставались неясными для якутов, и, похоже, не поддерживали их национальные интересы, поэтому якуты в основной массе не воссоединились с его армией, а смотрели на него с подозрением.

В 1925 году и тунгусы восстали вместе с якутами против большевизма, но это восстание разрешилось более мирным путем. Большевики раздавали мятежникам ткани, спиртное и деньги до тех пор, пока они не сдали оружие, после чего руководители восстания были заключены в тюрьмы, затем казнены или сосланы.

Но все же большевики не могли спокойно хозяйничать в Якутии. В связи с преследованиями и арестами якутской интеллигенции в 1927 году в Якутии вспыхнуло новое восстание. Повстанцы провозгласили Якутскую независимую национальную республику и заняли несколько улусов. Однако сражаться они смогли только три месяца, после чего были вынуждены сдаться для переговоров с большевиками. В ходе переговоров большевики заверили повстанцев в их полной свободе и личной неприкосновенности, но едва ли прошла неделя с тех пор, как они сдали оружие, из Москвы прибыла следственная комиссия под руководством чекиста Полуяна и отдала приказ арестовать всех участников восстания. Но тогда в тюрьму сажали не только тех, кто участвовал в восстании, но и тех, кто держался от него подальше, в случае, если кого-то из них подозревали в антибольшевистских взглядах. И таким образом десятки совершенно невинных людей были расстреляны без какого-либо расследования и суда. Затем карательная экспедиция отправилась в улусы и без суда и следствия расстреляла бывших повстанцев. Но даже этого большевикам было недостаточно. Были произведены массовые аресты на всякий случай. Некоторых задержанных расстреляли, некоторых отправили на принудительные работы в Соловецкий концлагерь.

  Большевики дали якутам автономию, Якутскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Но на самом деле там управляют сторонники, их пешки, такие как Карпели, Штейны, Мордуховы, Гинзбурги, Цугели и другие, занимающие любые мало-мальски важные военные, административные, экономические и коммерческие должности и места, а также, конечно, любые коммунистические партийные должности. Если в инородческих, унаследованных со старых времен, сельских школах учителями раньше были в основном якуты, то теперь они либо расстреляны, либо гниют в тюрьмах, и их теперь заменили русские и евреи.

До прихода русских якуты были язычниками-анимистами, т. е. поклонялись природным объектам и явлениям. Посредниками связи между миром людей и духов у якутов были шаманы, как и у других сибирских народов. Шаманы изгоняли злых духов из больных и в состоянии экстаза предсказывали грядущее.

После завоевания Якутии русские постепенно начали обращать якутов в христианство. Гражданские власти выполняли эту работу, освободив на время тех, кто обратился в христианство, от уплаты ясаков и даже раздавали небольшие денежные подарки. Отчасти из-за этих экономических интересов, а отчасти под давлением духовенства примерно в 1800-х годах началось массовое обращение якутов в христианство. За ним последовали и другие коренные народы, так что к 1850 году практически все аборигены – за исключением чукчей – были уже в церковных книгах.

В заслугу якутскому духовенству, несмотря на все его слабости, нельзя отрицать тот факт, что в 1850-х годах, благодаря переводу нескольких религиозных книг, оно дало основу для грамотности якутов. В 1859 году было совершено первое литургическое богослужение на якутском языке, а чуть позже этого была основана, хотя и с ограниченными возможностями для обучения, но в любом случае понятная якутская грамматика.

Первоначально школьная работа была возложена на плечи духовенства и церковных служителей, и именно поэтому школа в первую очередь соответствовала целям церкви. Корни школьной системы восходят к монастырям. В 1801 году в Спасском монастыре была открыта школа для инородцев, а в 1808 году в Якутске – церковное училище. В 1830-х годах были открыты еще четыре школы в Колымске, Вилюйске и Олекминске. Но целью всех этих школ было обслуживание епархии.

Так получила свое скромное начало просветительская деятельность якутов. Однако светская школа оказала более эффективное влияние на якутов для внедрения русской культуры, поскольку якуты не чурались образования. Хорошим примером этого является Инородческая школа Олекминска, основанная и финансируемая самими якутами. В этой школе никогда не было недостатка в учениках. У якутов жажда знаний была довольно велика и поэтому благоприятные условия для якутской школьной деятельности открылись только тогда, когда школьная система перешла в руки самого якутского населения.

Якутская интеллигенция получала образование в реальных училищах и духовных семинариях, девушки в женских гимназиях. Университетское образование получали в основном в Москве и Казани, а затем в Томске.

С 1908 года в Якутске создавались просветительские организации под названием «Саха омук», т. е. «Якутский народ», в деятельности которого принимали участие все якутские культурные силы в целях просвещения своего народа. Писались произведения на якутском языке, проводились вечера на родном языке, составлен алфавит якутского языка на латинице, издавались брошюры, сказки, стихи, песни, издавалась небольшая газета «Кыым» («Искра»). По всему региону рождались подразделения «Саха омук», собирались средства на университетское обучение для малоимущей молодежи и т. д. И организация «Саха омук» занималась пропагандой возрождения якутского народа.

Во времена революции деятельность «Саха омук» набрала обороты и привлекала в свой круг всю интеллигенцию и учащуюся молодежь. Однако большевистские власти сразу же объявили «Саха омук» гнездом контрреволюционеров, организация была распущена, а ее лидеры заключены в тюрьмы, расстреляны или сосланы. Однако искоренить национальный образ мышления якутского народа большевикам не удалось.

Якуты – оседлый народ, они зарабатывают себе на жизнь земледелием, животноводством и частично звероводством и рыболовством. Кочевые племена, такие как тунгусы, юкагиры, ламуты и другие, занимаются оленеводством и охотой.

Природные богатства Якутии

До революции в Якутской области ежегодно добывали следующее количество золота:

в районе Витимо-Бодайбинский около      1200  пудов или 20 000 кг

в Тимптонском районе                                     400 пудов или 6500 кг

в Нюгжино-Тунгирском районе                    350  пудов или 5500 кг

Нынешний «Алданзолото»                             500   пудов или  8000 кг

A всего около                                                        2450 пудов или  40 000 кг

По-прежнему есть месторождения железа и свинца, которые перерабатываются только для нужд местного населения, а также уголь, исландский полевой шпат, слюда, которые остаются неиспользованными в промышленном масштабе. Обширные запасы соли добывались также только для потребностей жителей Якутии, не говоря уже о неисчерпаемых лесных ресурсах.

Pазные виды мехов экспортировали в Европу ежегодно на сумму около 5 миллионов золотых рублей. В этой сумме не учитываются меха, вывозимые в больших количествах по восточному пути в Америку, Японию и Китай, статистика по которым не велась.

 

 

Список литературы:

  1. Журнал «Prometheus», 1938, номер 4, стр. 25-28. https://digi.kansalliskirjasto.fi/aikakausi/binding/613697?page=11 
  2. Harry Halén: Biliktu Bakshi. The Knowledgeable teacher, G.J. Ramstedt’s career as scholar (The Finno-Ugrian society, 1998).
  3. Корнилов М. Ф.: Откуда и как я оказался на земле финнов (журнал? «Грани», 1994, № 171, стр.  173–199).
  4. То же самое в интернете: http://wsbs-su.ru/res/DOC287/История%20Чупинских%20якутов.pdf
  5. Мини-архив «Якуты», подаренный Харри Халеном автору публикации.