Джейн Грей – королева на девять дней. Фильм “Леди Джейн”

taisselena

 

Леди Джейн Грей была правнучкой Генриха VII и родственницей второй жены Генриха VIII – Анны Болейн. И если Анну Болейн называют королевой 1000 дней (она была на престоле 3 года), то Джейн Грей правила Англией всего 9 дней.

Эта королева Англии, о которой большинство учебников истории даже не упоминает, была одной из самых образованных женщин своего времени.

by Unknown artist,painting,1590 (?)

Судьба уготовила ей всего 17 лет жизни. Ей не повезло, потому что долгожданный сын Генриха VIII, юный и болезненный король Эдуард, сделал ее своей наследницей, в обход своим родным сестрам – Марии и Елизавете.

Если бы последние три брака Генриха не оказались бездетными или если бы наследный принц был крепким и здоровым и прожил достаточно долго, чтобы вступить в брак и самому подарить стране наследника, история пошла бы по совершенно иному пути.

Неизвестно, стала бы Англия более счастливой, но совершенно точно известно, что это сохранило бы жизнь двум прекрасным женщинам — тем самым, которые расплатились этими жизнями только за то, что в их жилах текла кровь Тюдоров. Звали их Мария Стюарт и Джейн Грей.

Хелена Бонем Картер в фильме “Леди Джейн”

В то время образованных женщин-аристократок можно было по пальцам пересчитать.  Джейн Грей выделялась на их фоне. Все историки сходятся в том, что основательность и глубина ее мировоззрения, умноженные постоянным самосовершенствованием, сделали ее чудом XVI века. Латынь, греческий, французский и итальянский она изучила еще в раннем детстве. Этого ей показалось мало, и несколько позже она дополнила этот перечень испанским, древневавилонским, древнееврейским и арабским языками. Чтение было любимым и в то же время одним из немногих развлечений для воспитанной в строгих нравах пуританства девочки.

Эдуард VI был ровесником Джейн. Они дружили и только: о короне Джейн и не помышляла.

Летней ночью 1553 года Эдуард VI умер в возрасте шестнадцати лет. К этому времени Джейн Грей уже стала Джейн Дадли, выйдя замуж за Гилфорда Дадли, четвертого сына герцога Нортумберлендского. Герцог, будучи регентом при молодом короле, решил разыграть свою политическую карту. Существует версия, что он силой принудил Джейн к замужеству со своим сыном, зная о пошатнувшемся здоровье молодого короля. Тогда, возможно, является правдой и то, что к смертельной болезни Эдуарда VI герцог Нортумберленд имел самое прямое отношение.

Когда леди Джейн объявили, что отныне она — королева, девушка упала в обморок. Понадобилось время, чтобы убедить ее принять корону, к которой она не стремилась. Когда ее все же удалось уговорить, она встала и заявила собравшимся лордам, что “если ей суждено царствовать, то она просит Божьего благословения на управление страной во славу Бога и на пользу своего народа”.

10 июля, через четыре дня после смерти Эдуарда VI, Джейн Грей Дадли была провозглашена королевой Англии. Для ее дальнейшего благополучного правления оставалось только арестовать и заключить в Тауэр Марию и Елизавету, которых своевременно не сумели захватить. Елизавету предупредил секретарь Королевского совета Уильям Сесил, и она укрылась в своей резиденции в Хэтфилде (Сесил будет предан Елизавете до конца своих дней и станет впоследствии ее первым министром). Марии помог скрыться граф Арундел, бывший сторонник Джейн.

Джейн и Гилфорд в фильме “Леди Джейн”

Мария была ярой католичкой, одной из самых ревностных и фанатичных в мировой истории. Она видела в протестантизме источник своих несчастий, ведь именно в результате Реформации она стала считаться незаконнорожденной, когда Генрих VIII, в ответ на отказ Папы Римского узаконить развод короля с его первой женой Екатериной Арагонской, матерью Марии, порвал с Римом. Земли церквей Генрих VIII раздал своим вельможам, а англиканская церковь подчинялась светской власти.

Именно поэтому на стороне Джейн выступила аристократия. За Марию же стояли сквайры и простой народ. Конфликт был не только и не столько между королевами, сколько между дворянами и простолюдинами. Королеву Джейн народ не признал.

Началось самое короткое царствование за всю историю Англии.

На второй день правления королевы Джейн I пришло известие, что принцесса Мэри нашла убежище в Кенинг-Холле, где провозгласила себя королевой Марией I. Отсюда она разослала всем крупным городам и всем вельможам циркулярное письмо, напоминающее о ее правах и требующее без промедления признать ее королевой.
Получив эти сведения, Совет потребовал от королевы приказ о формировании армии для борьбы с самозванкой Марией. У Джейн была возможность удержать свою власть, но она допустила роковую ошибку. Вместо того, чтобы назначить главнокомандующим армией популярного среди солдат своего отца, герцога Саффолка, Джейн, пожалев его, назначила на эту должность герцога Нортумберленда, своего свекра.

Новый главнокомандующий не пользовался любовью простых солдат, а кроме того, его ненавидело мелкое дворянство — основная часть средневековых армий. Все эти сквайры и рыцари были за законную королеву Марию, но если бы их повел в бой герцог Саффолк, которого они безмерно уважали, они бы беспрекословно выполнили его приказы.

Пока собирали армию, Джейн издала указ о чеканке серебряного шиллинга. Дело в том, что еще при Генрихе VIII эту монету для экономии стали делать из меди и покрывать тонким слоем серебра. Народ был страшно недоволен этим и называл короля фальшивомонетчиком. Новая королева решила, что ее деньги будут только серебряными, и заказала лондонским мастерам изготовить клише для чеканки своих денег.

Те самые шиллинги

Другим ее указом было требование созвать парламент для принятия закона, запрещающего клеймление людей, вынужденных нищенствовать, закона о предоставлении бывших монастырских земель простолюдинам в вечное пользование и закона о создании школ для бедняков.

Кроме того, девушка, для большей популярности в народе, приказала отдать все свои платья и одежду покойного короля Эдуарда малоимущим семьям.
Наконец, на пятый день правления юной королевы армия была готова к выступлению. Нортумберленд во главе своего штаба, состоявшего из знатнейших лордов Англии, выступил в поход. С ним отправилась вся рыцарская конница под командованием сэра Роберта Дадли и артиллерия.

Узнав об этом, Мария, не дожидаясь пока ее захватят в плен, покинула Кенинг-Холл. К Марии тут же стали  перебегать солдаты со всех отрядов Нортумберленда.

Пока герцог пытался захватить Марию, в Лондоне начались беспорядки. На их подавление была брошена королевская гвардия. Пока она пыталась справиться с мятежом, многие члены Тайного совета стали покидать Джейн, как крысы покидают тонущий корабль. Они поняли, что их дело проиграно, и пытались выпросить у Марии прощение.
Два дня в Совете шли споры, как поступить в данной ситуации. Между его членами не было согласия — и мнения их разделились. Да и вся Англия разделилась на два лагеря. Маленькой Джейн многие сочувствовали, но все же большинство народа стояло за Марию.

В моей памяти “Леди Джейн”-  единственный фильм, где Кровавая Мэри показана человечной,

где ее можно понять и  ей посочувствовать

Вся армия ушла на помощь Нортумберленду, от которого не было никаких вестей. В Лондоне осталась только гвардия и стражи Тауэра, но они не смогли удержать город, когда в него вступили войска Марии.

В этой ситуации Совет, на девятый день, отступился от Джейн. Из всех его членов только архиепископ Кранмер и герцог Саффолк остались на стороне девочки-королевы.
Герцог Нортумберленд с остатками своей армии пробивался к Кембриджу, который уже был захвачен сторонниками новой королевы. Солдаты не хотели умирать за проигранное дело и, ворвавшись в палатку главнокомандующего, вынудили герцога подписать капитуляцию.

Девятидневный спектакль, где главные роли были отведены отнюдь не юной королеве, завершился.

Королевские покои Тауэра опустели не сразу — сначала исчезли придворные, затем слуги, следом сняли охрану. А девочка так и сидела в кресле под балдахином, вышитым геральдическими львами…

В зал вошел ее отец и сказал: «Сойди, дитя мое, здесь тебе не место», — и она, с облегчением сняв корону, удалилась в другую комнату. Потом пришла стража…

Кровавая Мэри – королева Мария Тюдор

Потянулись дни ожидания в Тауэре. До сих в одной из комнат темницы сохранилась нацарапанная надпись “Джейн” на стене. По версии историков имя любимой жены написал Гилфорд…

Кровавая Мэри колебалась: ей было жаль детей, затянутых не по своей воле в грязные политические игры. Она готова была их пощадить и сослать в пожизненную ссылку в какую-нибудь глушь. При условии, что Джейн и Гилфорд примут католическую веру. Но Джейн и Гилфорд отказались.

Узнав об отказе, королева Мария рассвирепела. Для Джейн и Гилфорда все было кончено.

 

Юные, неопытные, влюбленные, с идеалистичными взглядами  Джейн и Гилфорд  были совсем не те правители, которые были нужны Англии. Это Елизавета станет великой королевой и сделает Британию империей, став не только владычицей Англии, но и морей, поощряя морской грабеж, потопив Великую Армаду, развив промышленность, отрубив головы Марии Стюарт и многих других. 45 лет ее правления названы Золотым веком Британской империи.

А 9 дней царствования Джейн канут в Лету истории, отмеченные лишь серебряным шиллингом, запретом клеймить крестьян и приказом помиловать заключенных. Политика и власть — не те области, где преуспевают люди, отягощенные совестью и идеалами.

Эта запись сохранилась до наших дней

Перед смертью в молитвеннике, остававшемся с Джейн до самого конца, девушка сделала следующую запись: «Если мои грехи заслуживают наказания, то оправданием их отчасти могут служить моя молодость и доверчивость. Бог и потомки будут ко мне более благосклонны».

«Первые девять дней мир прекрасен. А на десятый у щенка открываются глаза», – сакраментальные слова фрейлины королевы Джейн в фильме.

Фильм “Леди Джейн” мне понравился – чистый и красивый. Грустная история о детях, которые стали игрушками в руках своей семьи. На протяжение развития человечества все знатные дети так или иначе становились пешками в партиях за трон и власть, но здесь показана не только эта жестокая игра, здесь вырисовывается картина самоотверженности ради того, кого ты любишь.

P.S. Интересно, что Хелена Бонем Картер впоследствии сыграет и Анну Болейн в фильме “Генрих VIII”.

Источник: kulturologia.ru