Холодное золото
Алексей Амбросьев
«ЧЁРНАЯ КОШКА» с «ХОЛОДНЫМ ЗОЛОТОМ»
Размышления после пресс-показа фильма «Холодное золото»
Как вы отнесётесь к тому, что, оказывается, во время Великой Отечественной войны в Южной Якутии – в считающемся глубоком тылу страны, действовала банда, выступающая за победу фашистской Германии и которая под этим лозунгом грабила золотые прииски? Убивала мирных людей, тружеников тыла, а главарь банды носил форму с самодельной фашистской символикой?
РЕАЛЬНАЯ ОСНОВА КАРТИНЫ
В Якутске состоялся пресс-показ художественного фильма «Холодное золото», основанного на уникальных рассекреченных документах УФСБ России по республике.
Во время Великой Отечественной войны в южной части Якутии орудовали банды, грабящие золотые прииски. В картине речь идёт о самой крупной из них реальной банде, действовавшей в Якутии в конце 1942 – начале 1943 годов. Неуловимая банда, возглавляемая бывшим председателем колхоза Егором Павловым, состояла из охотников-промысловиков и примкнувшим к ним уголовникам разных мастей. Его банда, которая прикрывается политическими лозунгами, призывающими Дальний Восток перейти на сторону врага, нападала на стойбища оленеводов, потом переключилась на магазины, сберкассы и золотые прииски. Была разгромлена в феврале 1943 года.
Такова реальная основа картины. По сюжету фильма, впрочем, так было и на самом деле, на поимку бандитов по заснеженной бескрайней тайге отправляется небольшой отряд НКВД под руководством старшего лейтенанта Карасёва. Фильм был приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию создания органов госбезопасности в Якутии, но из-за пандемийных ограничений съёмки приостанавливались и переносились.
СЪЁМОЧНАЯ КОМАНДА
Над проектом работала большая команда профессионалов. Достаточно сказать, что продюсером картины выступила Сардана Саввина («Костёр на ветру», «Тойон кыыл», «Надо мною солнце не садится» и др.), что для якутских фильмов уже само по себе является своеобразным знаком качества вне зависимости от жанра ленты.
Автор сценария – Любовь Борисова («Надо мною солнце не садится» и др.). Люба, пройдя все ступеньки кинопроизводства, о чём она не раз говорила в своих интервью, вышла на новый уровень, когда она выступает не только как режиссёр, но и как сценарист. Зрители с нетерпением ожидают выхода в следующем году картины «Не хороните меня без Ивана», где она, как и в своей суперуспешной ленте «Надо мною солнце не садится», выступила сразу в двух ипостасях – и как режиссёр, и как сценарист. Причём, тяготение к сценариям – это не прихоть режиссёра, а во многом отсутствие в республике профессиональных киносценаристов «как класса», как важнейшего звена кинопроизводства.
Режиссёр-постановщик – Пётр Хики («Күлүк хомус», работал монтажёром и цветокорректором в лентах «Костёр на ветру» (2016), «Кэрэл. Невидимая красота» (2017), «Республика Z» (2018) и др.).
26-летний Пётр Стручков (творческий псевдоним Хики) дебютировал как режиссёр фильма «Күлүк хомус». Картина получила главный приз «Цветы таёжной надежды» за лучший фильм в конкурсе российских дебютов на XVII международном фестивале «Дух огня», проходившем в марте 2019 года в Ханты-Мансийске. Любопытно, что республиканская премьера картины «Күлүк хомус» состоялась 11 апреля 2019 года, а его новую ленту «Холодное золото» покажут тоже 11-го – 11 ноября 2021 года. Будем надеяться, что число 11 для молодого режиссёра вновь окажется удачным.
Оператор-постановщик – Иван Семёнов («Кэскил 2», «Агент Мамбо», «Костёр на ветру» и др.). Когда речь заходит об операторах, то я глубоко убеждён, что когда мы говорим о феномене якутского кино, то обязательно должны подчёркивать, что у нас сложилась самобытная уникальная якутская школа операторского искусства. Считаю, что она одна из лучших в стране. Наши операторы умеют снимать в экстремальных условиях, им подвластны как эпические батальные сцены, так и трогательные мизансцены. А про то, как они умеют снимать тихую неброскую красоту родной природы, и говорить не приходится.
Сказанное относится и к другим членам многочисленной съёмочной команды. Например, к художнику-постановщику Саргылане Скрябиной («Муммуттар», «Тойон кыыл», «Тиэтэйбит» и др.), композитору, звукорежиссёру и т.д.
Одним словом, над картиной работала профессиональная команда.
АКТЁРСКИЙ СОСТАВ
В роли старшего лейтенанта НКВД Карасёва снялся Аскалон Павлов. Отдельный респект за это тем, кто занимался подбором актёров. По словам создателей фильма, они долго не могли найти исполнителя главной роли. В конце концов, они попробовали Аскалона, он прошёл пробы, и его утвердили. На мой взгляд, он блестяще справился со своей задачей. В нём, как и в его популярных в народе песнях, чувствуется скрытая мужская сила, особая энергетика. Мне показалось, что камера, выражаясь языком профессионалов, любит его. По крайней мере, он с достоинством выдержал крупные планы, когда на экране лишь его лицо и глаза – никакой натянутости, когда у зрителя возникает нервозное ощущение некой фальши и тревожное чувство, что актёр сейчас сыграет что-то не так.
Антагониста Карасёва – главаря банды, как всегда прекрасно сыграл один из самых моих любимых актёров Саха театра Пётр Баснаев. И не его вина, что в некоторых местах, как мне показалось, прописанный для него текст был не очень естественен и недостаточно проработан.
Одного из бандитов сыграл приглашённый профессиональный актёр из Петербурга Яков Шамшин, известный зрителю по сериалам «Дознаватель», «Лиговка», «Чёрная кошка», «Стражи Отчизны» и другие. На мой вопрос, почему создатели фильма приглашают актёров из-за пределов республики, ведь у нас есть Русский драмтеатр, есть театры в Мирном и других городах, то мне ответили, что, оказывается, в Якутии настоящая проблема с актёрами славянского типажа. Команда проводила многочисленные пробы разных актёров, искала даже в соседних регионах. Потом остановились на кандидатуре одного питерского актёра, но что-то не срослось, и была достигнута договорённость с Яковом Шамшиным. «На самом деле московские и питерские актёры хотят сниматься в якутских проектах, – сказали создатели картины. – И, конечно, приглашение в наш фильм известного и узнаваемого актёра, это дополнительные баллы в случае всероссийского проката картины».
Я был приятно удивлён приглашением на одну из эпизодических ролей актрисы Русского драмтеатра Аллы Бузмаковой. Мы с ней отработали на четырёх совместных проектах. В первый раз Алла прекрасно озвучила часть закадрового текста нашего совместного с Эдуардом Новиковым документального фильма «Лингвист», который впоследствии представляли в Санкт-Петербурге и в Турции на Первом международном симпозиуме, посвящённом якутскому языку. Мы с моей супругой и по совместительству продюсером Надеждой Кузьминой были в восхищении от её душевного и удивительного по звучанию тембра голоса, так что в дальнейшем вопрос – кого приглашать на озвучивание картины женским голосом, у нас никогда не возникал. Алла прекрасно сыграла в эпизодической роли, где она предстаёт супругой старшего лейтенанта Карасёва. Их совместная с Аскалоном мизансцена, снятая в основном на «крупняках» – один из лучших эпизодов фильма.
Так же совершенно с другой стороны открылся мне друг телевизионной молодости, звукорежиссёр Илья Петухов, сыгравший роль китайского контрабандиста. По словам Ильи, его китайская речь и ругательства – это не псевдоиностранное арго, как в знаменитой ленте Гайдая «Бриллиантовая рука», а настоящий китайский текст, который он выучил. Говорит, что владеющие языком Поднебесной люди даже понимали, что он произносит.
Иван Константинов, полюбившийся всем по картине Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» чуть повзрослел, но не настолько, чтобы избежать соблазна предложить ему роль юного и чистого юноши, совсем далёкого от той жестокости, что происходит вокруг.
В остальных ролях снялись Вячеслав Шатненко, Вячеслав Югов, Иван Константинов, Федот Львов, Нюргуяна Шадрина, Зоя Багынанова и другие.
ЩЕПЕТИЛЬНАЯ ТЕМА
Перед нами детектив, или как назвали ленту сами создатели – истерн (по аналогии с вестерном), с довольно распространённым сюжетом о действующих в тылу во время войны бандах. Можно, например, вспомнить знаменитую банду «Чёрная кошка» в легендарной ленте «Место встречи изменить нельзя», когда они на месте преступления оставляли нарисованную на стене кошку. Только в нашем случае это нарисованная фашистская символика, оставляемая каждый раз на месте преступления – эдакая «чёрная кошка» с «холодным золотом». Кстати, как я понял, разработанная НКВД операция так и называлась – «Холодное золото».
Не знаю, что тому виной, но меня всё время не покидало ощущение некого схематизма, по которому построен фильм. То ли из-за отсутствия параллельных сюжетных линий, чтобы картина вместилась в формат фильма из одной серии.
Тем не менее, надо признать, что сегодня такие проекты не часто случаются, и потому не могу не выразить уважение к органам безопасности, принявшим решение о заказе на создание этого сложного исторического фильма. С другой стороны, понимаю, что обязательно раздадутся голоса и тех, кто скажет, что это попытка органов показать, что они свой хлеб даром не ели, а вскрывали заговоры и боролись с бандитами. Но что делать, если показанное в фильме было историческим фактом.
Вернусь к тому, с чего начал эти заметки. В ходе обсуждения ленты после просмотра главный редактор журнала “Полярная звезда” Владислав Доллонов обратил внимание на щепетильность и деликатность темы. Имеется в виду фашистская символика у представителей коренных жителей республики, выступающих за победу фашистской Германии. Доллонов выразил опасение, что кто-то может попытаться вновь обвинить наш народ во всех смертных грехах – от национализма до пособничества врагам. И его можно понять, это вовсе не смешно. 30-40 лет по историческим меркам – это мизерный срок, и что такое обвинение в национализме целого поколения якутской студенческой молодёжи, мы знаем не понаслышке. Мы ведь учились в это время в университете и события 79-го и 86-го годов коснулись и нас, и наших друзей. Для нас это было вчера.
Так же, как и для оленеводов из фильма «Холодное золото» вчерашним событием был большевистский переворот 17-го года. Они прекрасно помнят, как советская власть уничтожила сложившийся веками уклад оленеводов и охотников, отобрала у них оленей. И это тоже наша история, которую мы должны принимать такой, какой она была.
После фильма возникает немало вопросов, и тем она интересна. В любом случае, картина обязательна к просмотру. Она обогащает нашу киноисторию, показывает, что мы стремительно взрослеем. Данная лента – прекрасный фрагмент большой самобытной мозаики, которую в России и за рубежом уважительно называют Якутским кинематографом.