Следы от собачьей упряжки давно замело, а гены живут

Мэдс Фэгтеборг (Mads Fægteborg). Датский эскимолог, родился в 1953 г., окончил Копенгагенский Университет. Автор научных книг и статей о коренных народах Арктики

Небольшая история о человеке на фотографии, пьющего кока-колу, о встрече с его отцом, которого называли самым странным человеком в мире, и о споре о Северном полюсе Земли.  О чем спорили тогда, и о чем споры сегодня между пятью странами вокруг этой части Земли.

Мэдс Фэгтеборг

 

 

Через неделю после того, как я отправил книгу директору Coca Cola, раздался звонок в дверь, и курьер вручил мне коробку с баночной колой. На фото Айоко Хенсон, май 1978 года на льду авиабазы Туле

 

Фото с кока-колой

Фото мужчины с кока-колой, которое является иллюстрацией обложки одной из моих книг, имеет довольно забавную историю. Дело в том, что до 1 февраля 1998 года нельзя было продавать кока-колу в гренландских магазинах. Стоял вопрос о праве на продажу, который обсуждался гренландским парламентом осенью 1997 года.  Министр экономики иронично прокомментировал этот закон. Он был доволен тем, что все докладчики пришли к единому мнению, и Окружной совет одобрил предложение, а самое главное, что докладчики признались, что хотели бы сами попробовать кока-колу. Как раз после одобрения этого «закона о коле» вышла в свет моя книга «Гренландия сегодня – введение 1998-99 гг.».

На обложке этой книги была размещена фотография гренландца Айоко Хенсон из деревни Мориусак, где он пил из банки кока-колу в День Вооруженных сил на авиабазе Туле в мае 1978 года. На тот момент на американской базе ограничений на колу не было. Поскольку я подумал, что это немного забавно, я отправил книгу генеральному директору филиала «Кока-кола» в Дании с объяснением, что Айоко Хенсон был сыном Анаукака Хенсона.

А кто был Анаукак? Один датский врач в своей книге описывает его так: «У самого заметного на празднике было не только озорное веселое настроение, но и своеобразная внешность. У него были густые кучерявые волосы и мулатообразный вид. И когда он запевал песню, то звуки его песен лились над айсбергами. У старого управляющего колонией я спросил об этом человеке. Его звали Анаукак. Он действительно был своего рода мулатом, появившимся на свет как самый чудесный бастард – помесь настоящей эскимосской девушки и Хенсона, слуги Роберта Пири, который позже стал его помощником. (…) Так как этот человек не мог не вызвать интереса, я спросил, что на самом деле означает его имя. «Анаукак дословно означает человек с быстрым стулом», – сказал управляющий колонии. «Бедный человек», – подумал я невольно и еще больше удивился, когда узнал, что среди их народа это довольно распространенное имя. (…) »

Когда Анаукак снимался в шведском фильме «Инухуиты», он рассказал о своем отце: «Мэтью Хенсон – мой отец. Это он меня вырастил. Он был с Робертом Пири и другими из первых, кто достиг Северного полюса. Или, может быть, они этого не сделали?! Я действительно не знаю, и никто другой не знает. Но Пири был готов рискнуть своей жизнью, чтобы достичь своей цели: он провел несколько зим на севере, чтобы подготовиться к путешествию к пупку Земли».

 

Фотография Анаукака Хенсона 1938-39 годов, выпущена в книге Гилберга 1950 года, второе фото он же в 1978 году в Дундасе.

 

Охота на белого медведя

В 1978 году на одной вечеринке в небольшой гренландской деревушке Дундас, после свадьбы местной женщины с сержантом ВВС США, я лично познакомился с тем самым человеком с именем «быстрый стул», Анаукаком Хенсоном.  Анаукак начал мне рассказывать об охоте на медведя. Честно признаться, я не понимал его изъяснений, и все же я проникся драматизмом его монолога об охоте, которая едва не стоила ему жизни. Анаукак настолько живо повествовал мне свою историю жестами и мимикой, что в своих мыслях я последовал за ним на морской лед, где он заметил белого медведя на горизонте. Увидев медведя, Анаукак медленно приблизился к нему со своей собачьей упряжкой, пока тот не оказался на расстоянии выстрела. Только тогда, когда медведь обнаружил его приближение, он спустил своих собак. При нормальных обстоятельствах он смог бы просто выстрелить в медведя. Но что-то пошло не так с Ануакаком, и мне стало непонятно. Медведь освободился от собак и приблизился к Анаукаку, а он не смог по какой-то причине выстрелить. Но, насколько я понял, он добрался до саней, где схватил гарпун и наискосок вонзил его в лед. В тот момент, когда медведь накинулся на него, Анаукак быстро лег на лед и крепко ухватился за гарпун, который пронзил и убил зверя.

Да, я пропустил детальные подробности истории, но думаю, что некоторые слова я не понял, но его яркая жестикуляция дорисовала в моем воображении живую картину событий. Ведь я был там на льду с Анаукаком, и с ним пережил нападение белого медведя!

 

 

 

Цитата из статьи «Вашингтон Пост»

 

Десять лет спустя газета «The Washington Post» написала:  «80-летний Анаукак Хенсон, полуэскимос, сын американского полярного исследователя Мэтью Хенсона, умер 29 июня в своей родной гренландской деревне Мориусак. Ровно через три недели после возвращения домой из своей первой поездки в США. У него был рак.

Мистер Хенсон, арктический охотник, вернулся 8 июня из двухнедельного визита в США, где встречался со своими американскими родственниками. Находясь в Соединенных Штатах, он сказал чернокожему историку и нейробиологу Гарвардского университета С. Аллену Каунтеру, который организовал его визит, что он собирается домой, чтобы умереть и быть похороненным рядом со своей женой Авиак.

Мэтью Хенсон был чернокожим американским помощником Роберта Э. Пири, офицера ВМФ США, который вошел в состав экспедиции на Северный полюс в 1909 году вместе с другими четырьмя эскимосами. Результатом одной из этих арктических экспедиций в 1906 году стало то, что Пири и Хенсон стали отцами детей, рожденных эскимосскими женщинами в самом северном населенном пункте мира. (…)

Мистер Хенсон сказал Каунтеру, что он исполнил свое последнее желание – “встретиться со своими американскими родственниками и посетить место рождения и могилу своего отца”.

 

Сэр Джон Росс не достиг Северного полюса. И Кук, и Пири утверждали, что были там. В декабре 1909 года комиссия признала, что Пири достиг своей цели, а Кук – нет (Арктическая камера).

 

Северный полюс в иллюстрации сатирика

 

В последние годы водораздел вокруг Северного полюса был предметом истерического внимания.  Так, пять стран, так называемая «арктическая пятерка», Канада, Дания, Норвегия, Россия и США борются на политическом и научном уровне, чтобы прояснить принадлежность континентальных шельфов какой-либо стране. Все собранные материалы передаются в Комиссию ООН по морскому праву, и, возможно, через несколько лет произойдет национальное разделение полярных вод.

И в чем же причина интереса к этому покинутому Богом месту?  Так, должно быть, думал еще тогда английский сатирик Джордж Крукшанк. В 1819 году он опубликовал медную табличку «Прибытие на Северный полюс», и позже, в 1835 году, переизданную в собрании его ранних гравюр «Крукшанкиана».

Очевидно, не было никаких других упоминаний, кроме этих, как показано на иллюстрации, а именно об английской экспедиции, и о том, что целью было освоение Северного полюса. Однако 90° северной широты не было достигнуто до 1909 года, где американец Роберт Эдвин Пири (1856-1920) и соотечественник Мэтью Хенсон (1866-1955) с помощью четырех инуитов достигли этой цели. Тогда вопрос был в том, кого высмеивал Крукшанк? Используя другую медную гравюру Крукшанка Landing the treasures, or results of the Polar expedition!!!, принадлежащую Британскому музею, выяснилось, что данная экспедиция вовсе не имела отношения к достижению Северного полюса, а к поиску Северо-Западного прохода шотландцем сэром Джоном Россом (1777-1856), где во время его первой арктической экспедиции в 1818 году он также посетил несколько мест в Гренландии, в том числе и район Туле, где был Пири.

Возвращаясь к иллюстрации «Прибытие на Северный полюс», сразу замечаешь, что Северный полюс изображен в виде высокой скалы или острова, который возвышается над частично открытым морем с айсбергами. Три корабля стоят на якоре, и под радостные возгласы моряков поднимается человек на мачту – флагшток с британским флагом «Юнион Джек». Среди торжествующих также можно заметить сэра Джона Росса в офицерской форме. Следует отметить одну деталь, человека, едва достигающего вершины. Это слуга Росса. Это, пожалуй, самая забавная часть гравюры на меди 1819 года, которая была нарисована за 90 лет до того, как Пири и его окружение достигли 90° северной широты, а именно то, что Мэтью Хенсон также был темнокожим и считался слугой Пири. Не правда ли, забавное совпадение!

 

 

 

 

Споры вокруг гигантской льдины

 

Крукшенк посмеялся над Россом. Примерно 90 лет спустя это были два других главных героя, которые оказались в центре серьезного спора о том, кто на самом деле был на Северном полюсе. На первой странице «Le Petit Journal» от 19 сентября 1909 года изображены офицер военно-морского флота Роберт Э. Пири и врач Фредерик А. Кук (1865-1940), где они спорили о том, кто достиг Северного полюса. Кук утверждал, что был там 21 апреля 1908 года, а Пири – 6 апреля 1909 года. Достижение Пири было признано, а достижение Кука отклонено датской комиссией Копенгагенского университета в декабре 1909 года.

Еще до того, как комиссия вынесла вердикт Куку, стало известно, что норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен (1872-1928), который первым прошел Северо-Западный проход в 1903-06 годах и победил Южный полюс в 1911 году, поддержал Кука. «Бедный Пири! Учитывая его многолетнюю работу на службе у Северного полюса, меня не удивляет, что он чувствует себя обиженным из-за того, что его обошли стороной. Всегда тяжело. Но он не улучшает свое дело, кидаясь грязью на своего соперника».

Достиг ли Пири и его окружение на самом деле Северного полюса, вызывает сомнение, ведь следы от собачьей упряжки давно замело! Но это не имеет никакого отношения к сегодняшней региональной политической игре за владение и, следовательно, доступа к потенциальным ресурсам. На мой взгляд, величайшим и наиболее значительным достижением Пири и Хенсона является их генетический отпечаток у себя дома в Соединенных Штатах и среди инуитов. Последний визит Анаукака у своих американских родственников и посещение могилы его отца говорят о многом.

 

_____________

  1. http://www.inatsisartut.gl/dvd/cd-rom/samlinger/FM-1997/Dagsordenens%20punkt%2022-1.htm
  2. Mads Fægteborg: Grønland i dag – en introduktion 1998-99. Arctic Information, 1999. 128 s.
  3. Aage Gilberg: Verdens nordligste læge. Steen Hasselbalchs Forlag, 1950. s. 41-42
  4. Oversat til dansk fra de svenske undertekster til filmen.
  5. https://www.washingtonpost.com/archive/local/1987/07/13/anaukaq-henson-80-dies/5406beb9-9bf7-4f31-839d-f1ac55079fe8/?utm_term=.6046862b9383
  6. Mads Fægteborg: Nordpolen i en satirikers streg. Tidsskriftet Grønland, nr. 2, 2013. s. 160-161.
  7. Kilde: http://www.britishmuseum.org, hvor det oplyses, at kobberstikket første gang blev publiceret af George Humphrey, 25 June 1819.
  8. Cruikshankiana. Published by Thomas McLean, 26 Haymarket, London, den 1. august 1835.
  9. Roald Amundsen: Kampen om Nordpolen og dens endelige erobring. Dateret: Kristiania, 15. september 1909. Gads Danske Magasin 1909-1910. s. 4.
  10. Le Petit Journal var et parisisk dagblad fra 1863 til 1944.