Восстановление Моҕол-Ураhа народа Саха в Сибири
Один из ведущих исследователей Севера, выдающийся этнограф Владимир Йохелсон писал еще в 1906 году: «Якутская коллекция, собранная мною, является наиболее обширной. Ни в каких европейских музеях, ни даже в России нет более значительных коллекций этого интересного племени [народа], древняя культура которого исчезает под влиянием климата, русской культуры и изменение или модификация форм производства. Через несколько лет будет трудно найти многие предметы их ранней культуры. Даже сейчас нелегко найти большой кубок из дерева с украшениями, применяемый для питья кумыса, описание которых приводится ниже. Больше не используется коническое летнее жилище древних якутов, сделанное из орнаментированной бересты березы, все части которого мне удалось привезти».
Действительно, помимо коллекции Йохелсона, только отдельные части ураhа можно было найти на археологических раскопках или в фондах музеев мира. Несмотря на это, народные мастера-Саха издавна мечтали восстановить ураhа в ее первоначальном историческом виде. Так, в 2015 году хранитель традиционных знаний народа Саха Мандар Уус издал книгу «Моҕол ураhа», основанную на археологических находках, исторических описаний и чертежей этого сооружения, которые автор собирал в течение многих десятилетий. Его мечты начали претворяться в жизнь в 2017 году, когда между Дизайн-студией «Уран», Республика Саха (Якутия) и Американским Музеем Естественной Истории (АМЕИ, Нью-Йорк, США) был подписан меморандум о взаимопонимании по возрождению традиционного летнего жилища Саха, сконструированного из бересты.
Представители Дизайн-студии «Уран», в том числе и директор студии Вячеслав Яроев, приехали в AМЕИ, чтобы изучить части ураhа, которые были привезены в США Йохелсоном более ста лет назад. Делегация также изучила документы, фотографии и другие материалы, связанные с ураhа и хранящиеся в кладовых и архивах музея.
Реконструкция Моҕол ураhа наших предков началась три года назад с участием традиционных мастеров со всей Республики Саха, которые изготавливали и украшали берестяные покрышки слюдой и конским волосом, ткали веревки из конского волоса, а также занимались резьбой орнаментов на вертикальных столбах-подпорках, основываясь на исторические артефакты. Вся работа по подготовке и самого строительства велась, контролировалась и оплачивалась Дизайн-студией «Уран», где основателем и директором является Вячеслав Яроев. Причем, реконструировались не только части самой ураhа, но и традиции строительства, сопровождаемые необходимыми ритуалами. Так, согласно старым традициям, берестяные покрышки изготавливали и украшали женщины, а деревянный остов строили мужчины.
Согласно легендам, первую Моҕол ураhа воздвиг Эллэй Боотур, который являлся первым айыы-ойуун, устроившим первый летний обряд кумысопития Ыhыах. Во время этого обряда, Моҕол ураhа служил храмом для молебна в честь небесных божеств (Данилова, 2016). Сама структура этой конструкции отражает традиционное мировоззрение наших предков – это модель трех миров вселенной, где «небесный купол – его вершина, а края сходятся с землей» (Ergis, 1974, цит. По: Alekseeva et al., 2013). Нижняя часть ураhа, где берестяные покрышки украшены растительным орнаментом, связана с Нижним миром (Землей) – круглое пространство это земля, а растительный орнамент — это ее покров, который также выполняет защитную функцию. Средний мир представлен обрамлением ураhа – столбов и обруча (күрдүү), богато украшенным орнаментом и саламa (веревкой из конского волоса с кусочками ткани и фигурками животных). Верхний пояс представляет собой символ неба. В старину его высота могла достигать 10-12 метров, а сама Мо5ол ураhа могла вместить до 100 человек (Гоголев, 1986; Алексеев и др., 2013).
Такое жилище традиционно свидетельствовало о высоком социальном статусе человека, и поэтому только знатные и богатые люди могли позволить себе его возвести. В наше время строительство Моҕол ураhа посвящено выдающемуся хранителю традиций народа Саха, знаменитому кузнецу Борису Федоровичу Неустроеву – Мандар Уус, уважаемому во всей Республике Саха. Моҕол ураhа была построена на его родине, которая также является родиной Вячеслава Яроева – Байааҕа, Таатта улус и открылась для посещения в День Республики Саха 27 сентября 2020 года.
Мы восхищаемся всеми, кто сохраняет и продолжает культурные традиции народа Саха для будущих поколений, и благодарим всех, кто помогает в этом благородном деле!
Использованная литература:
1. Alekseev, N., Romanova, Z., Sokolova Z. (2013). Yakuti (Sakha)/Якуты (Саха), Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Институт Гуманитарных Исследования проблем малочисленных народов Севера СО РАН. -М.: Наука. – 599 стр. – (Народы и культуры). – ISBN 978-5-02-038014-1. [In Russian Language].
2. Danilova, N. (2016). Sakralnoye prostranstvo:architekturnoye voplosheniye traditcionnogo mirovozzreniya naroda Sakha/Сакральное пространство: архитектурное воплощение традиционного мировоззрения народа Саха, Вестник Томского университета. История, УДК 394:008(=512.167). [In Russian Language].
3. Gogolev, A. (1986). Istoricheskaya ethnographiya yakutov (Narodniye znaniya I obichnoue parvo): uch.posobiye, Yakutsk [In Russian Language].
4. Jochelson, W. (1906). Kumiss festivals of the Yakut and the decoration of Kumiss vessels, Published in Boas anniversary volume, edited by Berthold Laufer New York:G.E.Stechert&Co., 1906, 257-271 p. ill.
5. Mandar Uus (2015). Mo5ol Uraha/Мо5ол ураha, Bichick, Yakutsk, P.p. 254. [In Russian language]