Приветствие Саха Диаспоре от Александра Артемьева (Кулан)
Каждый взрослый человек, поживший или побывавший в разных странах, прекрасно знает, насколько сильно отличаются народы друг от друга. И даже в маленькой по территории старушке Европе народы, живущие рядом друг с другом тысячелетиями. Отличается не только язык, но в первую очередь ментальность и традиции. Очень легко отличить испанца от немца, француза от венгра и так далее…
Народ саха, как древний тюркский народ, долгое время живущий вдали от «основного» мира и бережно сохранивший до наших времен свой уникальный язык и традиции, даже среди остальных тюркских народов отличается самобытностью. Ыhыах, обряды, олонхо, тойук, оhуохай, скороговорки – чабыргах, ритуальные коновязи – сэргэ, национальные украшения и наряды, национальная кухня, нож, хомус, даже лощади, коровы и собаки всегда вызывают особый интерес у представителей других народов. В последнее время мир также узнал о спортивном перетягивании палки – мас-рестлинге и о якутском кино.
До конца неизученным до сих пор остается верование народа саха. Стороннему человеку вникнуть в этот вопрос, пожалуй, никогда не удастся, так как это особая философия, особый взгляд на мир. Недаром в свое время основоположник якутской литературы и великий философ-исследователь А. Е. Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй писал: «Мы, саха, являемся носителями и хранителями, не соответствующей нашей малочисленности и значимости миру, великого языка и верования – религии». По моему мнению, он это писал, предполагая, что народ саха является носителем и хранителем некогда великой культуры. Все основания так предполагать есть. Но, к сожалению, это понятно только человеку, который сам вырос в якутской культуре.
И потому я думаю, что у людей, выросших в этой культуре и впоследствии открывших возможности проживания в разных странах нашей планеты, есть возможность донести и ознакомить со своей культурой другие народы и страны.
А для людей, живущих в родной республике, стоит огромная и очень важная задача сохранения и укрепления языка, а также верования, как огромной мудрости предков и тесного взаимодействия природы и человека. В период сильного отдаления от природных ценностей всего человечества эти знания наших предков становятся актуальными. Это я говорю на своем опыте. Знания и традиции наших предков востребованы на любых континентах нашей планеты, и мир очень нуждается в этом.
В жизни часто бывает так, что имеющий свое видение и философию человек неохотно воспринимает взгляды других людей. Поскольку верование нашего народа не имеет догм, предписанных в священных книгах, не секрет, что существует много трактовок общей философии. Это и верно, поскольку люди разного склада ума, каждый по своему, воспринимает даже написанную истину. Недаром все крупные религии мира имеют множество течений и направлений. И потому наш мудрый народ нуждается во взаимопонимании. Он очень хочет, чтобы не было религиозных течений, а, как и прежде, оставался свободный выбор, свободный подход с общечеловеческими ценностями. Ведь никаких сильных разногласий в веровании народа саха нет.
И, наверное, это веление времени – в прошлом году был создан совет «Итэҕэл сүбэтэ», как координационный орган. Совет не имеет руководителя, есть координатор – Түмээччи. Он своего рода объединитель. Им стал на три года Павел Ксенофонтов – Ойуур Байбал. Высшим органом является общее собрание представителей групп, общественных и религиозных организаций. Есть также совет старейшин и различные комитеты. Комитеты призваны координировать работу в разных направлениях. Например, в таких, как работа с молодежью, либо с целителями.
Уже проведено много мероприятий: были встречи с депутатами, органами власти, с жителями в улусах и городах. Самое главное, что есть поддержка и понимание народа.
Также в своем послании Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев заявил, что настало время строительства Духовного центра народа саха. И Итэҕэл сүбэтэ сейчас вплотную занимается этим вопросом и есть план до 2022 года построить здание Духовного центра.
Я вижу, что движение пошло, и народ поднялся на совершенно другой уровень взаимопонимания. С пониманием того, что все делается для сохранения самобытности и монолитности народа, для сохранения великого дара предков и передачи его будущему поколению.